Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов направил письмо заместителю председателя правительства РФ Ольге Голодец с просьбой поручить Министерству образования и науки разработать и довести до регионов исчерпывающие инструкции, разъясняющие действия школ по приведению положений о внешнем виде обучающихся в соответствие с российским законодательством. Парламентарий просит установить единые требования к внешнему виду школьников, за рамки которых директора школ не должны выходить. По его мнению, необходимость в подобном документе вызвана участившимися случаями перегибов на местах — нередко директора школ устанавливают избыточные требования к форме учащихся, что приводит к конфликтам.
Парламентарий напомнил, что введение школьной формы было крайне популярной мерой среди большинства избирателей, но из-за отсутствия пояснительных документов в некоторых регионах ситуация с надзором за внешним видом учащихся становится пугающей, полагает депутат. В частности, ФЗ «Об образовании» предусмотрено, что с 2013 года установление требований к одежде учащихся находится в компетенции самих образовательных учреждений, однако требования принимаются всеми участниками образовательного процесса. Так как ни в законе, ни в письме Минобрнауки «Об установлении требований к одежде обучающихся» требования к одежде учащихся детально не регламентированы, директора школ, по сведениям депутата, предъявляют избыточные, по его мнению, требования, а в качестве санкций за их невыполнение применяют противоречащее закону отстранение от занятий.
— Действия, которые сейчас совершает, а точнее, не совершает Министерство образования, добавляют свою ложку дегтя. То, что происходит во многих школах, называется эксцессом исполнителя — это когда на местах здравую и поддерживаемую большинством общества идею доводят до абсурда. Например, директора начинают линейкой мерить толщину подошвы обуви учеников, прописывают универсальную прическу, начинают регламентировать украшения и вообще всё что угодно, — рассказал депутат.
Широкую огласку получил инцидент, произошедший в Курганской области. В конце ноября местная прокуратура сообщила о незаконном отстранении учеников от уроков из-за отсутствия формы. В результате проверки прокурор района опротестовал 9 локальных актов образовательных учреждений, некоторые из которых регулировали и устанавливали требования к прическе, маникюру, макияжу, украшениям и аксессуарам обучающихся. По информации прокуратуры, в тех же документах используются «термины, носящие двусмысленный и оценочный характер, способные вызвать трудности в понимании требований нормативных актов и их исполнении» — например, установлен запрет на ношение в школах одежды ярких цветов и массивной обуви на толстой платформе.
— Есть чрезмерно активные директора, которые стоят на входе в 8 утра, снимают с девочек шапки и смотрят, в каких они сережках. Такое отношение недопустимо, особенно к старшеклассникам, которые очень болезненно это воспринимают, — отметил парламентарий.
По мнению депутата, такое положение дел негативно сказывается на учениках, их родителях и на руководстве школ.
— С одной стороны, это бьет по школьникам, потому что провоцирует совершенно ненужные конфликты, особенно со старшеклассниками. А с другой стороны, это бумерангом возвращается к самим директорам, потому что к ним приходят соответствующие представления прокуратуры и они привлекаются к ответственности. Третья пострадавшая стороны — родители. Например, в некоторых школах запрещают в середине года менять школьную форму. То есть если она по каким-то причинам испортилась, а в школьном уставе содержится запрет на замену, то купить ее нельзя, — отметил Владимир Бурматов.
Он полагает, что подобных конфликтных и неприятных ситуаций можно будет избежать, если министерство направит в регионы инструктивное письмо с разъяснениями, как действовать школам в режиме перехода к школьной форме.
— Раз это не было сделано заранее, необходимо это сделать сейчас и как можно быстрее, чтобы уже в следующем календарном году школы избежали эксцессов, подобных тем, что произошли в Курганской области. Необходимо, во-первых, обезопасить учеников от излишних и избыточных требований, убрать двусмысленные толкования из положений — такие как, например, «яркие предметы гардероба». Во-вторых, нужно обезопасить директоров, чтобы к ним не стучались в двери прокуроры. Сделать это можно просто: Министерство образования и науки должно направить письмо за подписью министра в регионы с пояснениями, — добавил депутат.
Старший помощник прокурора по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних курганской областной прокуратуры Ирина Колотенко рассказала «Известиям», с чем могут быть связаны перегибы в требованиях руководства школ к форме учащихся.
— Наверное, так проще контролировать поведение детей. Всегда есть категория учащихся, которые не хотят подчиняться установленным нормам и правилам. Если установить запрет и какую-либо санкцию за несоблюдение, то так проще контролировать ребенка, — пояснила работница прокуратуры.
Зампред комитета ГД по образованию, депутат от КПРФ Олег Смолин отметил, что федеральный законодатель, принимая поправки в ФЗ «Об образовании», вводящие требования к одежде обучающихся, рассчитывал на здравый смыл регионов.
— Не думаю, что министерство должно писать инструкцию о том, какой должна быть форма. Считаю, что ведомство должно написать инструкцию о том, чего не нужно писать в требованиях к школьной одежде. Подобное письмо должно строиться по принципу от противного. Потому что если мы будем стараться всю страну сделать одинаковой, ничего хорошего не получится, — отметил парламентарий, добавив, что не понимает, как школы могли утвердить подобные положения о форме, не посоветовавшись с родителями учеников.
Если подобная инструкция актуальна для региона, то министерство должно озаботиться доведением информации до руководителей образовательных учреждений, считает член комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Ирина Чиркова. Однако депутат также отметила, что даже такой незначительный аксессуар, как сережки, может быть вызывающим.
— У меня и мама, и бабушка — учителя. Иногда, когда бываю в школах, возникает вопрос: это конкурс красоты проходит или обычный учебный день? Конечно же, должны быть разумные пределы. Поэтому в сложных случаях учителям и директорам нужно работать с родителями, а не демонстрировать свое отношение к детям или еще хуже — не пускать детей на уроки, что у нас и вовсе запрещено, — пояснила депутат. — Профессионализм учителей в том и состоит, чтобы решать подобные ситуации спокойно, а не какими-то репрессиями и гонениями.
В Министерстве образования и науки «Известиям» рассказали, что пока подобного письма, а также каких-либо указаний или рекомендаций по этому вопросу от вице-премьера Ольги Голодец не получали, и напомнили, что к моменту вступления в силу ФЗ «Об образовании» по регионам было разослано письмо «Об установлении требований к одежде обучающихся». Однако в нем нет уточнений по конкретным вопросам внешнего вида учащихся, которых касаются директора некоторых школ.
Стоит отметить, что за нарушение или незаконное ограничение права на образование по закону предусмотрена административная ответственность в виде штрафов для должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
http://izvestia.ru/news/580414#ixzz3LYgFb6Bm |